ПРОРАБОТКА ОШИБОК И НЕТОЧНОСТЕЙ
№ Орф. |
Вижу орфограммы: |
Прорабатываю так: |
1 |
Большая буква |
Выписываю слово (предложение), выделяю орфограмму, подбираю ещё три слова (1 предложение ). |
2 |
Проверяемый безударный гласный в корне слова |
Подбираю и пишу через чёрточку проверочное слово и ещё 3 слова с этой орфограммой. |
3 |
Непроверяемый безударный гласный в корне слова |
Выписываю слово, выделяю орфограмму, подбираю ещё 2 слова с непроверяемым безударным гласным в корне слова. |
4 |
Слова с двумя безударными гласными в корне. |
Подбираю и пишу через чёрточку проверочные слова для первого и второго безударного гласного, привожу примеры. |
5 |
Правописание гласных после шипящих жи - ши, ча- ща, чу-щу. |
Выписываю слово, выделяю орфограмму, привожу примеры. |
6 |
Проверяемый согласный в корне слова |
Подбираю и пишу проверочное слово и ещё 2 слова с этой орфограммой |
7 |
Непроверяемый согласный в корне слова |
Проверяю по словарю, выписываю слово, дописываю 2 слова из словаря. |
8 |
Непроизносимые согласные |
Выписываю слово, подбираю проверочное., привожу примеры. |
9 |
Правописание слов с двойными согласными |
Выписываю слово, подбираю однокоренное, подчеркиваю удвоенные. |
10 |
Мягкий знак – показатель мягкости |
Выписываю слово, подчеркиваю мягкую согласную, дописываю 3 слова на правило. |
11 |
Разделительный мягкий знак |
Выписываю слово, выделяю корень, привожу 2 примера. |
12 |
Правописание согласных чк, чн, нч, |
Выписываю слово, выделяю орфограмму, привожу 2 примера. |
13 |
Правила переноса
|
Выписываю слово, сразу делю его на слоги для переноса, делю ещё 2 слова. |
14 |
Пропуск букв, перестановка, недописки, искажения, замены
|
Выписываю слово, делю на слоги, разбираю по составу. |
15 |
Правописание предлогов, приставок |
Выписываю слово , показываю приставку, вставляю между предлогом и словом новое слово. |
16 |
Разделительный твёрдый знак |
Выписываю слово, выделяю приставку, дописываю примеры на правило. |
17 |
Мягкий знак на конце существительных |
Определяю род, выписываю слово , выделяю орфограмму. |
18 |
Безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных |
Выписываю слово, определяю падеж, склонение, дописываю примеры. |
19 |
Правописание союзов |
Выписываю сложное предложение, выделяю союз, ставлю знаки препинания. |
20 |
Грамматические задания |
Воспользоваться опорой, разобрать слово, предложение правильно |
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ВО ВРЕМЯ ГРУППОВЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ И ДОМА
Руководствуясь критериями оценивания, учитель, проверяя тетрадь ученика, подчёркивает ошибку (неправильно написанную букву, соединение) или отмечает на полях, что в данном слове или на данной строчке есть ошибка. Ученик обязан исправить допущенную ошибку, но это лишь первый этап. Вслед за ним должна последовать систематическая, кропотливая работа учителя и учащегося над устранением каждой ошибки.
Успех при этом зависит от того, насколько работа учителя и учащегося является систематической и продуманной, какие интерактивные методы, приёмы использует учитель в приобщении детей к работе над ошибками , насколько активно участвуют в этой работе учащиеся.
Обязательным условием предупреждения повторения ошибок является осознание их учащимися, анализ, проводимый в классе под руководством учителя, совместная работа в группе ( взаимообучение), работа учащихся над этими ошибками дома.
Анализу ошибок и работу над ними можно отводить отдельный урок (после контрольной работы), небольшую часть урока, индивидуальные и групповые занятия. Учитель, делая анализ ошибок, отмечает;
-общее количество ошибок, стало ли их меньше в сравнении с последней работой;
•фамилии детей у кого ошибок стало меньше или вообще нет (создание ситуации успеха);
• типичные и наиболее распространённые ошибки и особенно выделяет среди них ошибки на только что пройденное правило;
-предлагает детям высказать свои предположения, почему появились эти ошибки и подумать о путях и способах их устранения.
Для успешной работы над ошибками каждый ученик должен овладеть алгоритмом работы над данной орфограммой, пунктограммой, каллиграфической ошибкой. Алгоритм составляется и вводится в работу, по мере изучения графического образа буквы, соединения букв, орфограммы, пунктограммы, под руководством учителя при участии детей.
Он оформляется в виде:
• опоры (см. приложение №1) для общего пользования, -памятки (см. приложение №2) для индивидуальной подробной работы с данной орфограммой на уроке, во время групповых и индивидуальных занятий;
Орфограмма кодируется (№ п\п )для удобства расположения в памятках и работе с ними (см. приложение №3), заносится в таблицу «Проработка ошибок и неточностей» (у каждого личная)для домашнего применения (см. приложение №4).
Для постоянного пользования (напоминания) в классе есть таблица «Учись работать над ошибками» (см. приложение №5).
Можно организовать работу над ошибками в группе. Группы «соберутся» по принципу наличия одинаковой ( на одно правило) ошибки. Каждая группа соблюдает правила работы в группе ( см. приложение №6). Происходит взаимообучение, контроль. Группы составляют, подбирают другой группе задания на определённую орфограмму. Проводится соревнование «Чьё задание будет самое интересное». Трудные для запоминания слова можно нарисовать в оригинальном виде (построить ассоциативный куст) и повесить на стену для запоминания, а потом перед диктантом в торжественной обстановке снять (игра «Стена»)
Учитель готовит на каждую орфограмму серию карточек. Ученик по желанию может выбрать себе карточку для индивидуальной (в классе) и домашней работы.
Использование интерактивных приёмов обучения на уроках русского языка предполагает: -творческие задания; -создание ситуации успеха;
-использование приёма самооценки и взаимооценки; -строительство ассоциативного куста; -обучение в игре; -проблемные задания; -работу в малых группах, в парах;
Использование интерактивных приёмов создаёт комфортные условия обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальные способности. Учащиеся учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обдуманные решения.